Двухобъективная зеркальная камера
Первый тип зеркальных камер — это двухобъективная зеркальная камера. На картинке приведена схема такого аппарата. Аппарат состоит как бы из двух этажей. Нижний его этаж представляет собой собственно фотоаппарат, снабженный рабочим объективом 1, а верхний конструктивно очень похож на зеркальный видоискатель и выполняет его роль. Эта часть аппарата состоит из самостоятельного объектива 2, называемого визирным, матового стекла 3 и зеркала 4, установленного под углом 45° к оптической оси объектива. Но, в отличие от обычного зеркального видоискателя, в котором объектив неподвижен, визирный объектив может перемещаться вдоль своей оптической оси. Оба объектива, визирный и рабочий, смонтированы на одной общей подвижной доске или механически связаны между собой и перемещаются одновременно.
Схема двухобъективного
зеркального фотоаппарата
При условии, что фокусные расстояния обоих объективов равны и расстояние ABC от визирного объектива до матированной поверхности матового стекла строго равно расстоянию DE — от рабочего объектива до поверхности пленки, наводку на резкость можно производить по матовому стеклу с помощью визирного объектива. Именно в этом и заключается основной смысл конструкции аппарата. На картинке изображена схема двухобъективного зеркального фотоаппарата.
Наводка на резкость по матовому стеклу, применяется в пластиночных фотоаппаратах. Но в таких фотоаппаратах она связана с рядом неудобств. Во-первых, изображение на матовом стекле получается перевернутым (оно в фотоаппаратах всегда перевернуто). Во-вторых, после наводки на резкость требуется удалить из аппарата рамку с матовым стеклом, установить на ее месте кассету с фотопластинкой, закрыть объектив, выдвинуть заслонку кассеты и только после этого произвести фотосъемку. Само собой разумеется, что никакая оперативность при таком способе съемки невозможна. Аппарат должен стоять на штативе, а объект съемки не должен сдвигаться со своего места. Говорить о возможности применения такого способа в любительской, а тем более в профессиональной практике фотографа, когда успех съемки сплошь и рядом решают секунды, конечно, не приходится.
В двухобъективных зеркальных камерах все эти неудобства устранены. Благодаря зеркалу изображение на матовом стекле получается не перевернутым, а прямым. Наблюдение за изображением по матовому стеклу можно вести непрерывно, и не только до момента съемки, но и в самый момент фотосъемки. Очень удобно, что нижняя (рабочая) часть аппарата находится в состоянии постоянной готовности к съемке и в любой удачно выбранный момент фотографу остается только привести в действие затвор аппарата.
Двухобъективные зеркальные камеры могут быть как с центральными, так и со шторными затворами. Визирный объектив постоянно открыт, причем для получения возможно более освещенного изображения на матовом стекле его часто делают более светосильным, чем рабочий объектив, и не снабжают диафрагмой. Таким образом, рабочий объектив может быть заранее задиафрагмирован до требуемого предела, но освещенность изображения на матовом стекле от этого не пострадает.
Чтобы лучше видеть изображение, над матовым стеклом устанавливают светозащитную шахту 5 (картинка), которая обычно делается складной. Для достижения более высокой точности наводки матовое стекло часто заменяют в аппарате плоско-выпуклой (увеличительной) линзой с заматированной плоской поверхностью. Кроме того, над матовым стеклом дополнительно устанавливают небольшую сильно увеличивающую лупу 6. Таким образом, в двухобъективных зеркальных камерах две операции (наводка на резкость и визирование) совмещены в одну. Подобные совмещения двух разных операций составляют отличительную конструктивную черту и некоторых других аппаратов. Подробнее о том, как фотограф должен работать с современной зеркальной фотокамерой.
Но наряду с несомненными достоинствами двухобъективных зеркальных камер им свойственны и недостатки. Во-первых, эти фотокамеры не только не свободны от параллакса, но параллакс в них больше, чем в других аппаратах. Во-вторых, фотографу для наблюдения за изображением фотографируемых предметов, которое производится сверху, приходится опускать камеру до уровня пояса, то есть вести съемку с низкой точки, что во многих случаях невыгодно и вредно сказывается на передаче перспективы. В-третьих, изображение на матовом стекле камеры получается хотя и не перевернутым, но зеркально обращенным слева направо, что при съемке движущихся объектов крайне неудобно и с непривычки часто приводит к ошибкам. Дело в том, что при съемке движущихся объектов фотографу часто приходится «вести» фотоаппарат за объектом, выжидая наиболее удобный для съемки момент. При фотосъемке аппаратами, снабженными прямым оптическим видоискателем, фотограф не испытывает никаких затруднений, поскольку изображение объекта, наблюдаемое в видоискателе, движется в сторону движения самого объекта. То же самое имеет место и при съемке с помощью рамочного видоискателя. В двухобъективной зеркальной камере изображение объекта на матовом стекле движется в сторону, обратную движению самого объекта. Но, наблюдая за этим изображением, вы инстинктивно поворачиваете аппарат в сторону его движения, между тем как объект съемки при этом быстро уходит из кадра, потому что движется в обратном направлении. Чтобы не совершать подобных ошибок, следует привыкнуть к этой особенности двухобъективной зеркальной камеры.
К приведенному описанию следует добавить, что не всегда в зеркальных камерах подобного типа применяются объективы с одинаковыми фокусными расстояниями. Встречаются аппараты, в которых фокусное расстояние визирного объектива короче рабочего. Так, в частности, устроен фотоаппарат «Любитель-2».
Читаем по теме: зеркальная камера с одним объективом, фотоаппарат с оборачивающей оптической системой.