Советские фотоаппараты
Проникновение фотографии в Россию пробудило изобретательскую мысль отечественных фотографов. Так, московский фотограф А. Ф. Греков, увлекшийся дагерротипией, начал изготовлять для продажи деревянные камеры-обскуры простейшей конструкции. Вместе с тем он сумел усовершенствовать и саму дагерротипию как процесс, устранив блеск, ухудшавший качество снимков, путем гальванического серебрения медной пластинки, на которой получается дагерротипное изображение. Иодосеребряный слой в этом случае создавал более стойкое изображение, передающее без искажений соотношение светотени объекта съемки. Это новшество в дагерротипии высоко оценил Араго. В 1840 году он сообщил о нем в Парижской Академии наук и продемонстрировал снимки Грекова.
Талантливым изобретателем был Леон Варнерке, по национальности поляк, в юности живший в Петербурге, а в 1863— 1864 годы принимавший активное участие в польском восстании. Его настоящее имя — Владислав Малаховский. В 1881 году за заслуги в области фотографии он был награжден Королевским фотографическим обществом Великобритании «Медалью Прогресса». Варнерке впервые создал катушечный фотоаппарат с роликовой кассетой для фотографирования на съемный бромосеребряный коллодионный слой, нанесенный на желатинированную бумажную ленту.
Первые советские фотоаппараты появились в 30-х годах, но наиболее широкое развитие советское фотоаппаратостроение получило только во второй половине двадцатого века. Не считая экспериментальных образцов, выпущенных небольшими партиями, советская промышленность выпустила уже к 60-м годам более 45 моделей фотоаппаратов. За этот же период были сняты с производства, как устаревшие, 14 моделей, и уже через 15 лет после окончания Великой отечественной войны в продаже находилось более 30-ти моделей фотоаппаратов разного класса.
Каждой оригинальной модели, существенно отличающейся от других, присваивали то или иное название, которое в большинстве случаев условно. Модернизированные или видоизмененные модели обычно сохраняли свое прежнее название, к которому добавлялся порядковый номер или буква (например, «Любитель-2», «Москва-5», «Зоркий-6», «Киев-4А» и т. д.). Это означает, что аппарат сохранил свой формат и прежние конструктивные особенности, но он незначительно изменен или к нему добавлены какие-то новые устройства.
Из всех условных обозначений только буква «С», прибавленная к названию некоторых аппаратов, имеет конкретный смысл. Она означает что данный аппарат был снабжен синхроконтактом, в отличие от предыдущей модели, на которой этого устройства не было (например, «Зенит» и «Зенит-С»). Однако это еще не означает, что новая модель отличается от прежней только этим. Одновременно с синхроконтактом в аппарат могли быть внесены и другие добавления и изменения.
Все остальные буквенные и цифровые обозначения обычно указывают на хронологическую последовательность конструктивных изменений данной модели. Так, например, название «Москва-5» показывает, что данный аппарат является пятой модификацией аппарата типа «Москва», Однако это не всегда означает, что чем выше порядковый номер модели, тем она технически более совершенна. Бывает и наоборот. Так, модель «Зоркий-6» технически менее совершенна, чем модель «Зоркий-4». Не следует поэтому при оценке фотоаппарата руководствоваться подобными обозначениями как признаком совершенства аппарата. Следует точно знать, в чем заключается разница между данной и предшествующей ей моделями.
В настоящем разделе приводятся подробные описания и основные технические характеристики советских фотоаппаратов. Ассортимент фотоаппаратов в СССР был нестабилен. Он постоянно менялся. Кроме того, одни и те же модели фотоаппаратов часто выпускались в различных модификациях, не предусмотренных техническими условиями на фотоаппарат: с другими объективами, с измененными конфигурациями отдельных деталей и самим их расположением, с добавлением или, наоборот, изъятием той или иной детали, с измененной шкалой скоростей действия затвора, с небольшим изменением внешнего вида аппарата и т. п. Некоторые модели советских фотокамер, как например заркальная фотокамера «Старт» - долгое время одна из лучших по техническому оснащению и конструктивным решениям, сегодня незаслуженно забыты, поэтому им уделено особое внимание.
Фотоаппараты с пружинным механизмом.
Весьма интересную конструктивную разновидность представляли фотоаппараты с пружинным заводным механизмом. При заведенной пружине этот механизм после каждой съемки автоматически переводит пленку на один кадр и взводит затвор, освобождая фотографа от совершения этих операций. Такие фотоаппараты позволяют вести съемки с предельно короткими интервалами. Одним из фотоаппаратов подобного типа является советский аппарат «Ленинград».
Двухформатные фотоаппараты.
Некоторые широкопленочные фотоаппараты снабжены несложным устройством, позволяющим производить на одной и той же пленке съемку в двух разных форматах, например 6X6 и 6X9 см. Устройство это состоит из дополнительной кадровой рамки, которая вставляется в аппарат, и двух наблюдательных окон на задней стенке корпуса камеры. Такими, в частности, являются фотоаппараты «Москва-4» и «Москва-5».
В описание включены также некоторые модели фотоаппаратов, намечаемые к выпуску, но не выпущенные.
По настоящему достоверной информации в настоящее время уже не существует. Поэтому старайтесь при необходимости проверять информацию на этом сайте и в других источниках!!!
Читаем по теме: миниатюрные фотоаппараты, малоформатные фотоаппараты, крупноформатные фотоаппараты, специальные фотоаппараты, история развития фототехники.